ЭКСПЕРТИЗА НА РАЗРАБОТКУ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Если кратко: те, кто не занимается недрами – пользуются Градостроительным кодексом РФ и Постановлением №87; те же, кто занимается только ими – пользуется Законом «О недрах» и Постановлением №118.

Каждый проектировщик знает, что такое Постановление №87 и что оно регламентирует. Будь то проект строительства автомобильной дороги, линии метрополитена, высотного здания – все они выполняются в соответствии с требованиями Постановления. У горных инженеров все обстоит немного иначе.

В 2010 году вступило в силу «Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», утвержденное Постановлением №118 от 03.03.2010 г. Данное Положение принято исключительно в соответствии с Законом РФ «О недрах», регламентирующим подготовку технических проектов на разработку месторождений ПИ. Нюанс в том, что законодательство в сфере недропользования не предусматривает оценку проектов на разработку месторождений на соответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Причем, ситуация зеркальная: градостроительное законодательство регламентирует подготовку проектов строительства объектов капитального строительства и не предусматривает оценку данных проектов на соответствие требованиям законодательству о недропользовании. Это можно понять в случае, если в одном Постановлении имелись ссылки на другое, если бы законотворцы создали взаимосвязанную систему законодательных актов. К сожалению, в вышеуказанных Постановлениях подобного не наблюдается.

«Положение» говорит только о проверке проектной документации на разработку месторождений только требованиям условий лицензионного соглашения на пользование недрами и требованиям законодательства о недропользовании. Тем более, что лицензионным соглашением предусматривается подготовка проекта разработки месторождения, а не проекта строительства того или иного объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 16 «Положения» недропользователь сначала должен подготовить проект строительства предприятия как объекта капитального строительства, т.е. карьера, шахты, разреза и согласовать его в государственной экспертизе в рамках законодательства о градостроительной деятельности. После этого недропользователь подготавливает проект разработки месторождения и согласовывает его в комиссии Роснедр на предмет соответствия законодательству о недропользовании. Все, вроде бы, понятно, но дьявол, как известно, кроется в деталях. Ни в Постановлении №87, ни в «Положении» не определено, должны ли это быть два разных проектных документа или один всеобъемлющий, несмотря на то, что его части разрабатываются на основании двух разных законодательных норм.

В Законе РФ «О недрах» не содержится информации о том, в каких случаях подготовка проекта на разработку месторождения требует проведения государственной экспертизы самой проектной документации и проведенных инженерных изысканий, подчиняющейся градостроительному законодательству.ЦКР-ТПИ Роснедр, основываясь на своем многолетнем опыте, считает целесообразным обратить порядок согласования и экспертизы проектной документации на разработку месторождений. Логично предположить, что сначала недропользователю необходимо удостовериться в полном соблюдении законодательства о недропользовании, а уже после этого привлекать государственную экспертизу для проведения регламентных мероприятий, поскольку принятие проектных решений о строительстве объектов по добыче и переработке ПИ до согласования основных проектных и технологических решений по освоению недр является преждевременным и некорректным.

При создании статьи использовались материалы журнала «Рациональное освоение недр» и системы «КонсультантПлюс» (www.roninfo.ru, www.consultant.ru)

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ